[Правда 1950]: Бюджет СССР

0
3

[Правда 1950]: Бюджет СССР

Знакомясь с докладом о бюджете СССР, читателя волей-неволей начинает разбирать гордость за советскую страну. Минуло каких-то пять лет после смертоносной, разрушительной войны, которая унесла миллионы жизней советских граждан, а страна нашла в себе силы, чтобы восстановиться. Недавно немецкие бомбы ровняли с землей целые города, а теперь они подняты из руин, там восстановлены промышленные предприятия, немало построено новых с иголочки, в городах налажена инфраструктура и мирная жизнь. То же произошло в советской деревне. Сколько сожжено их было фашистской рукой, сколько населения угнано в плен, сколько было вывезено техники, хлеба, скота и пр. Но и деревня по большинству показателей восстановлена.

[Правда 1950]: Бюджет СССР

Советский Союз не влачит жалкого существования, он строится, он развивается стремительными темпами. Поднимаются новые заводы, совхозы, гидроэлектростанции, мосты, дома, растет благосостояние трудящихся, ежегодно планово снижаются цены! Похоже на сказку? Да, действительно, глядя на современную стагнирующую Россию, Советский Союз кажется прекрасной сказкой.

Доход советского бюджета в основном складывается из доходов социалистических и кооперативных предприятий, монополия внутренней и внешней торговли не дает разгуляться спекулянтам и посредникам, банки в СССР давно потеряли свои коммерческие функции и в руках рабочего государства превратились в расчетно-кассовые центры. Налоги от населения составляют всего лишь 8,4 % от всего бюджета.

А об остальном, в том числе и о проблемах, расскажет газета “Правда” №166 от 1950 года

= = =

О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ СССР НА 1950 ГОД И ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА СССР ЗА 1948 И 1949 ГОДА
СОДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ БЮДЖЕТНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ДЕПУТАТА И. С. ХОХЛОВА

Товарищи депутаты! Бюджетная комиссия рассмотрела отчет об исполнении Государственного бюджета СССР за 1948 год, отчет об исполнении Государственного бюджета СССР за 1949 год и Государственный бюджет СССР на 1950 год и представляет свое заключение Совету Национальностей.

Исполнение Государственного бюджета СССР в 1948 и 1949 годах происходило в условиях, когда наша социалистическая экономика в своем развитии не только достигла довоенного уровня, но и значительно превзошла это уровень. Промышленное производство к концу 1949 года превысило уровень, намеченный пятилетним планом на 1950 год; валовой урожай зерновых культур почти достиг уровня, предусмотренного на 1950 год. Быстрый подъем промышленности и сельского хозяйства, рост национального дохода нашей страны обеспечил дальнейшее повышение благосостояния советского народа.

В результате, неуклонного выполнения указаний товарища Сталина о последовательном снижении цен на все товары значительно возросла реальная заработная плата рабочих и служащих и увеличились доходы крестьян. В связи с этим поднялась покупательная способность рубля, повысился курс в отношении иностранных валют; советский рубль стал самой устойчивой и полноценной валютой в мире.

Все эти условия оказали благоприятное влияние на исполнение бюджета. Государственный бюджете СССР в 1948 году выполнен по доходам в сумме 410,5 млрд. руб. и расходам — в сумме 370,9 млрд. руб., с превышением доходов над расходами на 39,6 млрд. рублей. Государственный бюджет СССР в 1949 году выполнен по доходам в сумме 437.0 млрд. руб.и по расходам — в сумме 412,3 млрд. руб., с превышением доходов над расходами на 24,7 млрд. рублей.

В 1949 году значительно улучшилось исполнение бюджетов союзных республик. Полностью выполнили свои бюджеты по доходам и расходам РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР. Молдавская ССР, Латвийская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Эстонская ССР и Карело-Финская ССР.

Ассигнование на финансирование народного хозяйства, составляющие главную статью в расходах Государственного бюджета СССР, использованы полностью как в 1948 году, та и в 1949 году. Однако отдельные министерства недоиспользовали отпущенные им средства, в особенности на капитальное, строительство. Не полностью освоили в 1919 году ассигнование на капитальное строительство министерство нефтяной и металлургической промышленности.

В некоторых министерствах имеют место серьезные недостатки в выполнении плана ввода в действие новых предприятий. Так по угольной промышленности план капитальных работ в 1949 году был выполнен на 100,2 проц., а план ввода в действие новых объектов — только на 66,6 проц. Строительство некоторых объектов затянулось. Ряд шахт строится в течение многих лет.

Министерство промышленности строительных материалов распыляло ассигнования на капитальное строительство. Например, на цементном заводе «Пролетарий» ассигнования были распылены по 60 объектам, на Липецком завод канализационных труб — по 29 объектам, на Сталинградском заводе строительных деталей — по 35 объектам. Это привело к тому, что план ввод в действие новых объектов в 1949 году министерство выполнило только на 41,3 проц.

Партия и правительство отпускают большие средства на капитальное строительство и требуют, чтобы эти средства расходовались правильно и с наибольшей пользой для страны. Скорейший ввод в действие новых предприятий обогащает нашу страну и усиливает ее мощь.

Большое внимание наше правительство уделяет жилищному строительству. Как известно, только за 1946—1949 годы государственными предприятиями, учреждениями и местными Советами, а также населением с помощью государства построено и восстановлено жилищ общей площадью свыше 72 млн. кв. м., кроме того, в сельских местностях – 2,3 миллиона жилых домов.

В 1949 году многие министерства и местные Советы добились серьезных успехов в жилищном строительстве. Однако некоторые министерства не обеспечивают выполнения плана жилищного строительства. Например, Министерство лесной и бумажной промышленности выполнило план строительства жилищ только на 83,9 проц. Предприятия этого министерства, испытывая потребность в жилой площади для рабочих, не использовали имеющихся возможностей развертывания индивидуального жилищного строительства. Кредиты, отпущенные на эту цель, были освоены в 1948 году всего лишь на 55,4 проц и в 1949 году – на 60 проц.

Недостаточно внимания уделялось жилищному строительству также и Министерством электростанций. На Кизеловской ГРЭС план жилищного строительства в прошлом году выполнен на 57 проц., а план ввода в действие новых жилых площадей – на 48,2 проц. На Южно-Кузбасской ГРЭС выполнение плана жилищного строительства составило 67,4 проц, а план ввода в действие новой жилой площади – всего 30,1 проц.

Серьезным недостатком в использовании бюджета является неполное использование ассигнований на социально-культурные мероприятия. В 1949 году эти ассигнования не использованы на 2,7 проц. Это было вызвано, главным образом, невыполнением плана развертывания сети новых и недостаточным использованием действующих учреждений просвещения и здравоохранения.

Наиболее слабо освоены ассигнования на социально-культурные мероприятия в Узбекской ССР. В 1948 году в республике не было использовано 6,8 проц. и в 1949 году – 6 проц. средств, ассигнованных на эти цели.

Советы Министров некоторых союзных республик не уделяют должного внимания делу организации и содержания детских учреждений. В Белорусской ССР в 1948 году планом предусматривалось обслужить детскими садами 13.295 детей, фактически же в садах были 9.664 детей. В Молдавской ССР недоиспользовано на содержание детских домов 11.2 млн. рублей.

По Государственному бюджету СССР ежегодно выделяются крупные средства на строительство школ. Однако эти средства не везде используются полностью. Так, например, в Украинской ССР в 1948 году средства, отпущенные на строительство городских школ, были использованы на 90.8 проц. и на строительство сельских школ — на 74.5 проц. В Азербайджанской ССР ассигнования на строительство учреждений народного образования были использованы на 71 проц. Надо потребовать от Советов Министров союзных республик уделить больше внимания школьному строительству.

Расходы на содержание органов государственного управления как в 1948 году, так и в 1949 году были меньше, чем предусмотрено бюджетом. Однако имеются возможности получить значительно больше экономии в этих расходах. Для этого необходимо устранить нарушения сметной и штатной дисциплины, допускаемых еще многим учреждениям и организациями.

В 1949 году при проверке 34 предприятий Министерства путей сообщения было выявлено 557 сверхштатных работников административно-управленческого аппарата. При проверки 7 предприятий Министерств химической промышленности выявлено 227 сверхштатных работников.Таких нарушений немало. Необходимо укрепить финансовую дисциплину как в бюджетных, так и в хозяйственных организациях, улучшить работу внутриведомственного контроля.

Внутриведомственный контроль поставлен еще неудовлетворительно. Например, Министерство пищевой промышленности и 25 главных управления в 1949 году выполнили план ревизий только 10 главный управлений.

Материалы ревизии используются слабо. По результатам ревизий Прокопьевской табачной фабрики, Кишиневского табачного комбината и Ленинградской табачной фабрики решения были приняты министерством лишь спустя 6 месяцев после окончания ревизий.

При удовлетворительном исполнении Государственного бюджета СССР за 1948 и 1949 годы в целом план доходов на отдельных статьях остался недовыполненным. Недовыполнение доходной части вызвано в основном снижением государственных розничных цен на товары широкого потребления, а часть доходов недополучена вследствии недостатков в работе отдельных министерств.

Министерство мясной и молочной промышленности недодало в бюджет по налогу с оборота и отчислениям от прибылей в 1948 году 5,7 млрд. руб. и в 1949 году — 7,5 млрд. руб. Министерство недостаточно уделяло внимания расширению ассортимента и повышению качества продукции и неудовлетворительно организовало сбыт своей продукции. На предприятиях министерства были допущены большие потери от бесхозяйственности.

Министерство рыбной промышленности недодало в бюджет по налогу с оборот и отчислениям от прибылей в 1948 году около 1,6 млрд. руб. и в 1949 году — 600 млн. руб. Непроизводительные расходы и потери на предприятиях министерства за 1949 год возросли. Потери рыбы сверх норм достигли огромных размеров.

Эти серьезные недостатки говорят о том, что министр мясной и молочной промышленности тов. Кузьминых и министр рыбной промышленности тов. Русаков не предъявляли должных требований к своим подчиненным и не обеспечили необходимого контроля за работой предприятий.

Работа финансовых органов в 1948 и 1949 годах несколько улучшилась. Однако в местных органах Министерства финансов имеются серьезные недостатки в деле взимания сельских платежей и соблюдения государственной дисциплины. Не обеспечено своевременное поступление сельскохозяйственного налога и страховых платежей, допущена значительная недоимка.

В ряде случаев финансовые работники на местах нарушали налоговое законодательство. В Белорусской ССР, Узбекской ССР и Таджикской ССР выявлены факты самовольного списания финансовыми работниками сельскохозяйственного налога, неправильного применения льгот и другие нарушения.

Министерству финансов необходимо принять меры к устранению подобного рода нарушений и укреплению государственной дисциплины среди финансовых работников.

Бюджетная комиссия вносит предложение утвердить отчеты об исполнении Государственного бюджета СССР за 1948 и за 1949 годы в суммах, принятых Правительством.

Товарищи депутаты! Государственный бюджет СССР 1950 года составлен в соответствии с народнохозяйственным планом пятого года послевоенной сталинской пятилетки и обеспечивает необходимыми средствами дальнейшее развитие социалистической экономики и культуры, повышение благосостояния народа и укрепление могущества советского государства.

Объем бюджета на 1950 год установлен Правительством по доходам в сумме 432,0 млрд. руб.и по расходам — в сумме 427,9 млрд. руб., с превышением доходов над расходами на 4.1 млрд. рублей.

Бюджет нашего государства является крепким и устойчивым бюджетом, так как он опирается на быстро растущее, социалистическое хозяйство. Основная часть доходов бюджета поступает от государственных и кооперативный предприяти и организаций, в то время как налоговые платежи населения составляют лишь 8,4 проц. дохода бюджета.

Средства Государственного бюджета на 1950 год направляются: на народное хозяйство — 164,4 млрд. руб., или 38,4 проц. всех средств бюджета; на социально-культурные мероприятия — 120,7 млрд. руб. или 28.2 проц. Таким образом, две трети всех средств бюджета идут на дальнейшее развитие народного хозяйства и на культурное строительство.

Расходы по сметам Военного и Военно-Морского министерств оставлены на уровне прошлого года, то есть в сумме 79,4 млрд. руб., или 18,5 проц., в то время как, например, в США военные расходы в 1950—51 финансовом году составят 76 процентов всего бюджета.

Бюджет США является ярко выраженным военным бюджетом. Бюджет же Советского Союза является бюджетом мирного строительства, отражающий на деле мирную политику нашей большевистской партии и Советского правительства, проводимую под руководством великого вождя народов товарища Сталина. (Бурные аплодисменты).

Объем бюджетов союзных республик на 1950 год намечен в сумме 96,6 млрд. руб., из которых на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия направляется 86,4 млрд. руб., или почти 90 проц. всех средств.

Союзные республики при повседневной помощи партии и правительства, на основе сталинской дружбы народов, братского сотрудничества и взаимной помощи достигли больших успехов в хозяйственном и культурном строительстве. Эти успехи особенно разительны по сравнению с положением в некоторых граничащих с СССР капиталистических государствах, в частности в Иране и Турции. Эти государства остаются отсталыми аграрными странами, большая часть их населения неграмотна. Неграмотные составляют в Иране около 85 проц. населения, я в Турции — около 66 процентов.

Подъем экономики и расцвет культуры всех республик Советского Союза — прямой результат ленинско-сталинской национальной политики, проводимой нашей партией и Советским правительством.

Товарищи депутаты! Бюджетная комиссия вносит предложение утвердить Государственный бюджет СССР на 1950 год в суммах, предоставленных Советом Министров СССР, со следующими поправками Бюджетной комиссии:

Увеличить доходы:

по налогу с оборота на 733,0 млн. руб.,
по отчислениям от прибылей на 236,1 млн. руб.,
по налогу со строений на 50,0 млн. руб.,
по платежам Главного управления государственного страхования на 6,0 млн. руб.,
по доходам от государственного имущества на 100,0 млн. руб.

Таким образом, предлагается увеличить доход на 1.125,1 млн. рублей.

Предлагаемые поправки по налогу с оборота, на отчислениям от прибылей и другим доходам обусловлены уточнением планов производства и реализации отдельных видов товаров и уточнением расчетов на основе отчетных данных за 1949 год и за первый квартал 1950 года.

Дополнительно выявленные доходы в сумме 1.125,1 млн. руб. Бюджетная комиссия предлагает направить на превышение доходов над расходами Государственного бюджета СССР.

Товарищ депутаты! Важнейшим условием успешного выполнения Государственного бюджета СССР является настойчивая борьба всех предприятий, хозяйственных организаций, всех трудящихся за дальнейшее раскрытие и использование резервов, имеющихся в социалистическом хозяйстве.

«Никакой пятилетний план, — говорит товарищ Сталин, — не может учесть всех тех возможностей, которые таятся в недрах нашего строя и которые открываются лишь в ходе работы, в ходе осуществления плана на фабрике, на заводе, в колхозе, в совхозе, в районе; и т. д.» (И. Сталин, Соч., том 12. стр. 347).

В прошлом году, благодаря неиссякаемой творческой активности советских людей, поддержке партией и правительством всего нового, передового, прогрессивного, были достигнуты большие успехи в мобилизации внутренних резервов. Промышленность выработала большое количество дополнительной продукции и дала сверх плана значительную сумму доходов в Государственный бюджет.

В достижении этих успехов большую роль сыграли настойчивое внедрение на предприятиях передовой техники, повышение уровня механизации трудоемких процессов, внедрение новых, более совершенных типов оборудования и высокопроизводительных технологических процессов.

Весьма важное значение имело улучшение использования основных и оборотных средств. На предприятиях Министерства металлургической промышленности использование полезного объема доменных печей в 1949 году улучшилось против 1948 года на 6 проц., а против 1940 года — на 18 процентов. Съем стали с одного квадратного метра площади пода мартеновских печей увеличился по сравнению с 1948 годом на 11 проц., а по сравнению с 1940 годом — на 21 проц. Предприятия министерства в 1949 году значительно перевыполнили план накоплений и внесли в бюджет сверх плана свыше 4 млрд. рублей.

Легкая промышленность дала в прошлом году сверхплановых накоплений 1.252 млн. руб. На предприятиях легкой промышленности значительно улучшено использование производственных площадей и оборудования и ускорена оборачиваемость товарно-материальных ценностей. Применение в легкой промышленности новых технологических методов позволило сэкономить большое количество ценного сырья. Начатое на московской фабрике «Парижская Коммуна» по патриотическому почину бригадира Лидии Корабельниковой социалистическое соревнование за комплексную экономию материалов охватило многие предприятия и с каждым месяцем дает все большие результаты.

Было бы, однако, неправильно не видеть за этими успехами имеющихся недостатков. У нас есть еще предприятия, руководители которых не ведут настойчивой борьбы за мобилизацию внутренних резервов. Так, например, руководители трестов «Ленлес», «Котласлес» Министерства лесной и бумажной промышленности крайне недостаточно использовали в прошлом году находящиеся в их распоряжении механизмы, тракторы и автотранспорт. В результате себестоимость работ, выполненных механизированным способом, превысила себестоимость немеханизированных работ, чем были причинены убытки государству.

При некотором улучшении результатов работ МТС в 1949 году руководители многих машинно-тракторных станций Министерства сельского хозяйства допустили большие простои тракторов и не обеспечили выполнение установленных норм выработки на трактор. Руководители ряда машинно-тракторных станций нарушали финансовую дисциплину. Отпущенные в их распоряжение средства тратились не по назначению. Так, из средств, отпущенных на горючее, израсходовано не по назначению 51 млн. руб. и из средств, ассигнованных на зарплату рабочих, — 19,7 млн. рублей.

Отдельные предприятия вместо экономии допускают перерасход сырья и материалов. Так, например, монтажная контора треста «Артемшахтовосстановление» перерасходовала в 1949 году 429 тонн сортового железа и допустила удорожание строительно-монтажных работ на 592 тыс.руб. В табачной промышленности потери сырья при выработке папирос были на 0,5 проц. выше нормы. Предприятия Главконсерва при производстве консервов перерасходовали 4000 тонн помидоров.

Все еще недостаточна борьба с потерями в народном хозяйстве. Потери от брака продукции на предприятиях Министерства автомобильной и тракторной промышленности составили за прошлый год многие десятки миллионов рублей. На предприятиях местной промышленности союзных республик потери от брака составили 40.4 млн. руб., потери от снижения сортности продукции — 19, 8 млн. руб. и непроизводительные расходы — 26,6 млн. руб.

Велики потери в торговой сети. Только товарные потери по основным торгующим организациям превысили 1,1 млрд. руб. Из-за больших потерь и других недочетов многие торговые организации систематически не выполняют планов накопления и платежей в бюджет.

Большевистская партия учит, что наши успехи, размах нашего движения вперед в огромной мере зависят от того, насколько решительно мы ведем борьбу с недостатками в работе. Первейшей обязанностью всех руководителей предприятий и хозяйственных организаций является искоренение недостатков, непримиримое отношение к ним, повышение большевистской требовательности в работе.

Бюджетная комиссия считает необходимым остановиться на вопросе использования автотранспорта в стране. На третьей сессии Верховного Совета СССР поднимался этот вопрос и обращалось внимание министерства на необходимость улучшения использования автотранспорта. С тех пор автопарк в стране значительно увеличился. Большое автомобильное хозяйство имеют, в частности, министерства заготовок и пищевой промышленности. Между тем по этому вопросу министерства не сделали надлежащих выводов из критики на третьей сессии Верховного Совета СССР, не приняли необходимых мер к наведению должного порядка в автотранспортном хозяйстве, вследствие чего и в настоящее время автомобильный парк используется ими совершенно неудовлетворительно: в Министерстве заготовок — только на 40 проц., а в Министерстве пищевой промышленности — на 50 проц.

Надо потребовать от министерств и ведомств наведения порядка в автохозяйстве, улучшении использования автомашин, обратить особое внимание на создание хорошо оборудованных авторемонтных предприятий на улучшение ухода за автомашинами.

Товарищ депутаты! Государственный бюджет СССР на 1950 год имеет крупнейшее значение в осуществлении задач пятого года послевоенной сталинской пятилетки. Выполнение Государственного бюджета является делом не только финансового аппарата, но и всех министерств, местных Советов, предприятий и организаций.

Необходим со всей энергией развернуть борьбу за выполнение показателей народнохозяйственного плана и на этой основе не только выполнить, но и перевыполнить доходы Государственного бюджета. Необходимо обеспечить строжайшую экономию в расходовании государственных средств.

Все возможности для успешного выполнения Государственного бюджета имеются. Всенародное социалистическое соревнование приобрело небывалый размах. Неуклонно растет сталинская армия передовиков промышленности, транспорта, сельского хозяйства, новаторов производства, Героев Социалистического Труда, лауреатов Сталинских премий. Непрерывно множатся трудовые подвиги на всех фронтах нашей великой стройки, во всех отраслях народного хозяйства, техники, науки.

Советский народ, тесно сплоченный вокруг партии Ленина — Сталина, вокруг нашего любимого вождя и учителя товарища Сталина, уверенно идет вперед, к коммунизму! (Бурные, продолжительные аплодисменты).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here